Как включить вентилятор на ноутбуке
Как включить вентилятор на ноутбуке
При активном использовании любого ноутбука, в частности, в летнее время, их пользователи могут часто сталкиваться с проблемой перегрева. Такой «конфуз» может приводить не только к незначительным подтормаживаниям операционной системы, но и к порче основных деталей системного блока – процессора (читайте нашу статью, о том какая температура процессора считается нормальной), видеокарты и материнской платы. С целью понижения температуры внутри лэптопа можно принудительно включать вентилятор по необходимости. О том, как это сделать, читайте в нашей статье.
Обратите внимание, что перед тем, как выполнять какие-либо манипуляции с ноутбуком, необходимо предварительно убедиться в работоспособности кулера в целом. Также не забудьте проверить вентилятор на загрязненность, ведь из-за избытка скопившейся пыли мусор может мешать оперативной работе лопастей.
Какие действия стоит предпринять, если шумит и греется ноутбук
Три основных действия, которые следует предпринять, если вентилятор ноутбука издает лишний шум выглядят следующим образом:
- Провести чистку от пыли. Можно без разборки ноутбука и не обращаясь к мастерам — это под силу даже начинающему пользователю. О том, как это сделать вы можете подробно прочесть в статье Чистка ноутбука от пыли — способ для непрофессионалов.
- ОбновитьBIOS ноутбука, посмотреть в BIOS, есть ли там опция изменения скорости вращения вентилятора (обычно нет, но может быть). Про то, почему стоит обновить BIOS с конкретным примером напишу далее.
- Воспользоваться программой для изменения скорости вращения вентилятора ноутбука (с осторожностью).
Пыль на лопастях вентилятора ноутбука
В том, что касается первого пункта, а именно чистки ноутбука от скопившейся в нем пыли — обратитесь по приведенной ссылке, в двух статьях, посвященных этой теме, я постарался рассказать о том, как почистить ноутбук самостоятельно достаточно подробно.
По второму пункту. Для ноутбуков достаточно часто выпускают обновления BIOS, в которых исправляются те или иные ошибки. Нужно отметить, что соответствие скорости вращения вентилятора различным температурам на датчиках задано именно в BIOS. Помимо этого, в большинстве портативных компьютеров используется Insyde H20 BIOS и он не лишен некоторых проблем в плане управления скоростью вентилятора, особенно в ранних своих версиях. Обновление может решить эту проблему.
Живой пример вышесказанному — мой собственный ноутбук Toshiba U840W. С наступлением лета он стал шуметь, вне зависимости от того, как его используют. На тот момент ему было 2 месяца. Принудительные ограничения частоты процессора и прочих параметров ничего не дали. Программы для управления скоростью вращения вентилятора ничего не дали — они просто «не видят» кулеров на Toshiba. Температура на процессоре была 47 градусов, что вполне нормально. Было прочитано множество форумов, преимущественно англоязычных, где многие сталкивались с аналогичной проблемой. Единственное предложенное решение — измененный каким-то умельцем BIOS для некоторых моделей ноутбуков (не для моей), который решал проблему. Этим летом вышла новая версия BIOS для моего ноутбука, которая сразу полностью решила эту проблему — вместо нескольких децибел шума, полнейшая тишина при большинстве задач. В новой версии изменили логику работы вентиляторов: раньше, они вращались на полной скорости до достижения температуры 45 градусов, а с учетом того, что они ее (в моем случае) никогда не достигали, ноутбук шумел все время.
В общем и целом, обновление BIOS — это то, что обязательно нужно сделать. Проверить наличие новых его версий можно в разделе «Поддержка» на официальном сайте производителя вашего ноутбука.
Как изменить температуру?
Со временем появляется все больше и больше нареканий на работу системы включения вентилятора охлаждения. Самая важная конструктивная недоработка — отсутствие нескольких режимов работы вентилятора и резкий пуск его двигателя . И действительно, в летнюю жару вентилятору приходится работать в полную силу, и это понятно. Однако чаще всего вентилятор выдаёт избыточную производительность, что приводит к быстрому охлаждению и частым запускам.
Это приводит к перегрузке бортовой сети по току.
Кроме того, стартовый порог температуры слишком высок, поэтому двигатель часто перегревается . К сожалению, изменить параметры запуска вентилятора можно только перепрошив электронный блок управления или модернизировав систему включения электродвигателя. Перепрошивка ЭБУ проводится у грамотного специалиста, при этом есть возможность установить любую желаемую температуру включения и выключения вентилятора.
Основные способы
Схема включения дополнительного датчика вентилятора.
С изменениями режимов работы двигателя вентилятора тоже есть несколько решений. Самое простое из них — установка дополнительного датчика включения от карбюраторных двигателей (на схеме выше). Он настроен на включение при температуре 97-100 °С , чего будет вполне достаточно. А чтобы вентилятор работал в таком режиме в половину мощности, в цепь устанавливают сопротивление от ВАЗовского отопителя.
Таким образом, у модернизированного вентилятора будет несколько преимуществ:
- Температура включения вентилятора ниже штатной.
- Два режима работы — ½ и полная мощность.
- Менее шумная работа вентилятора.
- Меньше стартовая нагрузка на бортовую сеть.
- Более гибкий температурный режим работы двигателя.
- Сохраняется штатный режим включения вентилятора.
Таким образом можно доработать систему управления электровентилятором радиатора охлаждения ВАЗ-2110. Стабильной всем температуры и добрых дорог!
Совершенствование системы охлаждения с электровентилятором
Для улучшения охлаждения можно заменить стандартный вентилятор охлаждения ВАЗ 2107 на более мощный и совершенный. В этом качестве подойдут вентиляторы от «калины» или «приоры». Особенно эффективен вентилятор с восьмью лопастями, обеспечивающий особенно сильный поток воздуха.
Стоит учесть, что система охлаждения ВАЗ 2107 изначально спроектирована для эффективной работы. Если она не справляется, причина кроется не в неэффективном штатном аккумуляторе, а забитых сотах радиатора или недостатке охлаждающей жидкости в системе. Поэтому в случае перегрева двигателя при работающем вентиляторе, стоит проверить уровень охлаждающей жидкости и прочистить соты радиатора (или заменить его).